Трехмерное чудо – графическая магия «Пиксар» и его основатели: Джон Лассетер, Эд Кэтмелл, Элви Рей Смит.

История студии «Pixar» напоминает пеструю мозаику, поскольку включает в себя истории жизни многих людей, каждый из которых является личностью неординарной и влюбленной в свое дело. И не случись этим людям однажды встретиться друг с другом – кто знает, появилась ли бы на свет компания, подобная «Пиксар»?

Трехмерное чудо – графическая магия «Пиксар»

Джон Лассетер – сценарист, режиссер и кинопродюсер, выпускник Калифорнийского Института Изобразительных Искусств и однокашник Генри Селлика и Тима Бертона. С детства увлеченный мультипликацией, Лассетер целенаправленно стремился посвятить себя анимации, в чем его искренне поддерживала мать – учитель рисования. Даже во время церковных служб, которые исправно посещала его семья, Джон незаметно делал карандашные наброски. Неудивительно, что, в конце концов, Лассетер стал отличным художником-мультипликатором, которого охотно взяли на работу в студию «Дисней». Однако его чрезмерное увлечение компьютерной графикой поддержки у руководства не нашло, и в один далеко не прекрасный день аниматор оказался безработным. Как раз в этот момент на сцене появилась еще одна знаковая фигура – Джордж Лукас.

Создатель культовых «Звездных войн» к концу 70-х годов прошлого века был довольно известным человеком. Он переживал настоящий творческий взлет и делал уверенные шаги от режиссерской работы к предпринимательству. Лукас на тот момент владел студией «Lucasfilm», занимающейся производством кино, «Industrial Light & Magic», специализирующейся на спецэффектах, «Skywalker Sound» и подразделением по созданию анимации «Computer Division». Именно в состав этого отдела компьютерной графики и вошла анимационная студия, которая впоследствии получила название «Пиксар». Джордж Лукас приобрел эту небольшую компанию, занимающуюся исследованиями в области компьютерной анимации, в 1979-м; этот год и считается официальной датой основания компании. С этого же года в компании Лукаса стал работать и Джон Лассетер.

Пришло время упомянуть еще два имени, без которых «Пиксар» не был бы «Пиксаром». К тому времени, как скромную анимационную студию приобрел Джордж Лукас, в ней уже работали Эд Кэтмелл и Элви Рей Смит. Эти двое трудились бок о бок в исследовательском центре, находившемся на Лонг-Айленде, и с энтузиазмом изучали абсолютно новаторское по тем временам направление компьютерной графики. Мощные компьютеры, новинки в сфере программирования, первые открытия в области ИТ-технологий – все усилия сотрудников центра были направлены на создание полноценных анимационных фильмов с использованием исключительно возможностей компьютера. После перехода «под крыло» Лукаса штат компании пополнился талантливыми теоретиками физики и учеными, результаты работы которых активно использовались в космонавтике и медицине. Тем не менее, студия по-прежнему не отличалась внушительными масштабами: поначалу ее сотрудники работали вчетвером за одним компьютером. А Лассетер, например, нередко оставался ночевать в офисе на матрасе.

Занятый личными проблемами (разводом и разделом имущества с бывшей супругой), Лукас не уделял должного внимания развитию направления компьютерной анимации. И неизвестно, чем бы закончилось дело, если бы в игру не ступил Стив Джобс. В 1986-м году он перекупил студию у Лукаса, причем сумел сбить цену с 30-ти миллионов долларов до 10-ти. Именно с этого момента компания стала называться «Пиксар» (Pixar Animation Studios). А выкладывавшиеся на все сто процентов Эд Кэтмелл и Элви Рей Смит в итоге были вознаграждены: они получили по 4% акций (92% принадлежали Джобсу), а Элви Рей Смит, в прошлом профессор Университета Беркли, стал главой компании.

Компания без работы не оставалась; создавались рекламные ролики, короткометражные фильмы, ее сотрудники работали над спецэффектами для полнометражных картин (к примеру, для «Парка Юрского периода»). Изначально Джобс делал основную ставку на продажу программного обеспечения и компьютеров. Около 200 тысяч долларов вложили в проект «Pixar Image Computer». Однако решения, которые предлагали Джобс и компания, были слишком сложными с технической точки зрения и достаточно дорогостоящими, а потому особым спросом не пользовались. И хотя представительства «Пиксар» открылись в семи американских мегаполисах, а для продвижения продукта на рынке был нанят внушительный персонал, успех по-прежнему был лишь призрачным.

Поворотным в истории «Пиксар» можно считать тот день, когда Джону Лассетеру удалось воплотить мир красочных фантазий в оригинальном 90-секундном мультфильме «Приключения Андре и пчелки Волли». Мультфильм настолько поразил всех, кто имеет хоть какое-либо отношение к компьютерным технологиям, что стал своего рода вехой: с момента его демонстрации фильмы «Пиксар» неизменно становились знаковым событием профессиональных конференций Siggraph. Вслед за первым пиксаровским шедевром последовал не менее грандиозный с точки зрения достижений компьютерной графики «Люксо младший». В 1987-м свет увидел короткометражный мультфильм «Звезда цирка», а в 1988-м – «Оловянная игрушка», на создание которой Смиту и Кэтмеллу удалось добиться финансирования с большим трудом. Джобс согласился вложить деньги в очередной мультипликационный минишедевр только в надежде на то, что новый анимационный фильм послужит популяризации нового программного пакета компании – «Render Man». Чутье Джобса не подвело: «Оловянная игрушка» получила Оскара, и перед студией «Пиксар» открылись невиданные до того перспективы.

Вышедшие позже «Безделушка», «Игра Джерри» и «О птичках» внесли свою лепту в формирование имиджа студии «Пиксар» как самой передовой в области компьютерной трехмерной анимации. А с 1995-го года мультипликаторы и графики компании успешно изготавливают и полнометражные мультфильмы, равных которым по красочности, насыщенности сюжетов и яркости образов, пожалуй, сегодня нет. В 1995-м году, после выхода на экраны кинотеатров «Истории игрушек», снятой совместно со студией Уолта Диснея, Стив Джобс с удовлетворением отметил: «Я рад тому, что мои вложения окупились, пусть и через 10 лет».

Спустя три года, в 1998-м, «Пиксар» представила «Приключения Флика», а еще через год – «Историю игрушек-2». Затем были «Корпорация монстров», «В поисках Немо», «Суперсемейка». Продажи обеих частей «Истории игрушек», «В поисках Немо», «Приключений Флика» и «Корпорации монстров» принесли студии 2,5 миллиарда долларов и сделали ее самой коммерчески успешной анимационной студией за всю историю кинематографа. А в 2006-м после продолжительных переговоров «Пиксар» перешел в собственность компании «Walt Disney Pictures». Джобс получил за «Пиксар» 7,4 миллиарда долларов и стал крупнейшим акционером «Уолт Дисней».

Полнометражные мультфильмы, созданные «Пиксар» в составе студии Диснея, имеют не менее оглушительный успех у зрителей, критиков и специалистов в области компьютерных технологий, чем предыдущие работы. «Тачки», «ВАЛЛ-И», «Вверх», «Рататуй» сегодня остаются любимыми хитами для тысяч малышей и взрослых во всем мире. Технологии, разработанные специалистами «Пиксар», активно используют в кинематографе (при поддержке движка «Render Man» создавались визуальные эффекты «Титаника», «Властелина колец», «Матрицы»). Анимационные фильмы студии завоевали больше десятка Оскаров, а «производственный план» охватывает ближайшие четыре года. Сегодня Эд Кэтмелл занимает пост генерального директора, Джон Лассетер возглавляет креативный отдел. О «Пиксар» уже написана книга («Магия Пиксар» Дэвида Прайса) и снят фильм («История Пиксар», 2007 г.). И можно не сомневаться, что истории, придуманные здесь, покорят сердца еще не одного поколения зрителей.

 

статья написана по заказу для сайта «Выкрутасы», http://trickythoughts.ru.

Оставить комментарий



Мой твиттер

    Топ комментаторов

      Пузомерки