Туполев Андрей Николаевич: выдающийся авиаконструктор, легенда советской авиации

«Хорошо летают только красивые самолеты. Внешняя форма, сделанная хорошо и чисто, определяет в значительной степени летные качества самолета».

А.Н. Туполев

Известный авиаконструктор и организатор советского самолетостроения Андрей Николаевич Туполев прожил счастливую творческую жизнь. Пятьдесят лет – с 1922 года и до самой смерти в декабре 1972 года он был флагманом отечественного самолетостроения. Сконструированные ним самолеты Ту и АНТ, которых было более 100 типов, выпускались крупными сериями. Каждая последующая модель была лучше предыдущей. Каждая разработка была новым шагом в авиации.

Лучшие летчики страны устанавливали на них мировые рекорды, совершали выдающиеся перелеты, воевали в ВОВ. Страна гордилась своей авиацией и Туполевым. С 1956 года он носил гордое звание – Генеральный авиаконструктор СССР. Перечень его званий, должностей и наград не помещается на одной странице. Четыре Сталинских премии, Ленинская и Государственная премии СССР, трижды Герой Социалистического Труда –  только эти высшие награды страны уже говорят о многом.

Туполев авиаконструктор

Истоки таланта

Родился Андрей Николаевич Туполев 10 ноября 1888 года в усадьбе Пустомазово в Тверской губернии, где осели его родители на постоянное место жительства. Корни его рода по отцу идут из Сибири. Дед был преподавателем в Томской гимназии, и все 10 его детей получили хорошее образование. Отец Андрея тоже учился в Петербургском университете, но после убийства царя Александра II, в результате репрессий, был выслан в провинцию на долгие годы совершенно без оснований. Диплом юриста он получил уже много лет спустя, и стал защитником крестьян, а до этого пришлось заниматься простым крестьянским трудом, к которому приучались и семеро его детей.

Начальное образование дети получали дома у матери. Анна Васильевна была из очень интеллигентной семьи, знала несколько языков, и сама готовила всех детей к гимназии. Андрей был шестым, предпоследним ребенком в этой многодетной семье. Был в юности крепким, выносливым, сообразительным парнем, способным к техническим наукам, умевший многое делать своими руками. Впоследствии это очень пригодилось в его замечательной творческой карьере.

Случай, или выполнение жизненного предназначения?

По странному совпадению, Андрей повторил судьбу своего отца – не участвуя в революционных событиях, попал в число неблагонадежных, и тоже был исключен из Императорского Московского технического училища со 2-го курса на целых 3 года. Он провел их дома в повседневном крестьянском труде, помогая отцу вести большое хозяйство. Но за короткое время учебы успел сделать свой главный шаг в жизни – познакомиться с Николаем Егоровичем Жуковским.

Свою роковую роль сыграл случай. Туполев из любопытства посетил выставку воздухоплавания в училище, и случайно подставил свое крепкое плечо при установке тяжелого экспоната. Результатом было знакомство с одним из учеников профессора Жуковского, а потом и с ним самим. Влюбленный в авиацию Жуковский, в то время президент Математического общества России, произвел на первокурсника такое впечатление, что он немедленно записался в его воздухоплавательный кружок, и тем самым определил свою судьбу.

Окончание трехлетней высылки Туполева совпало с началом Первой мировой войны. Война ускорила внедрение в жизнь планов Жуковского, направленных на выведение русской авиации на передовые рубежи. Команда юных талантливых студентов, с которыми он приступил к выполнению своей программы, у него уже была, в нее вошел и Андрей Туполев.

В чем заключался феномен конструкторского гения Туполева?

Этим вопросом задавались многие биографы Андрея Николаевича. Сходились на том, что у него было главное – врожденный талант конструктора и золотые руки, которые умели делать практически все. Это удивительное сочетание и заметил в нем талантливый педагог Жуковский. Вторым немаловажным фактором было то, что с 1909 года начался период развития и повального увлечения авиацией во всем мире.

Полученные под руководством Жуковского знания, умноженные на талант, редкую целеустремленность, лидерские качества, исключительную наблюдательность и практические навыки самого Туполева, позволили ему стать не только выдающимся конструктором ХХ-го столетия, но и создать свою конструкторскую школу. Историки сравнивают Туполева с другим, равным ему по таланту и организаторским способностям авиаконструктором – его современником Игорем Сикорским, который после революции эмигрировал в Америку и конструировал авиатехнику там.

Жуковский же сам был русским патриотом, и вырастил целую когорту замечательных ученых, которые, даже не принимая коммунистическую идеологию, хотели работать для России. В данном случае, очевидно, сработала теория «тяготения гениальности»: мощное биополе гения Жуковского притягивало биополя талантливых людей. Туполев тоже обладал способностью притягивать талантливых людей и создавать фантастически работоспособный коллектив.

Основанный им научный авиационный городок Жуковский под Москвой, известен всему миру. Многие его ученики, в том числе и Сергей Павлович Королев, своими трудами прославили страну и выбранные ими отрасли. Сам же Туполев признавался, что правильное решение он определял сразу, он его чувствовал, ощущал кожей. И очень большое значение придавал внешней форме и красоте самолета. Его вердикт был хорошо всем известен: раз некрасиво – не полетит.

Самолеты Туполева

В те далекие бурные годы революции, с подачи Жуковского, при поддержке Всесоюзного научно-технического общества, был создан Центральный аэрогидродинамический институт – знаменитый ЦАГИ. Тридцатилетний Туполев стал начальником авиационного отдела института, а первый его самолет поднялся в воздух уже в конце 1923 года. За ним последовали новые и новые модели. А после того, как в 1929 году летчик Шестаков на серийном АНТ-4 перелетел через Тихий океан, к Туполеву пришла первая слава. Впереди была разработка гигантской машины АНТ-14, тяжелых бомбардировщиков, пассажирских ТУ, сверхзвуковых лайнеров ТУ-144 и Ту-154, экспериментального атомного самолета.

Крупных неудач Туполев не знал, если были ошибки, умел их признавать. Был в фаворе у руководства страны, даже у Сталина, хотя это не помешало Берии арестовать его в 1937 году, как врага народа, французского шпиона. Говорят, что это была иезуитская придумка Берии – арестовать всех талантливых ученых и под страхом смерти вынудить их работать на пределе сил, создавая в рекордно короткие сроки новейшее вооружение.

В туполевской «шараге №29» (так называли тюремные КБ и НИИ), в условиях, далеких от идеала, работало более 200 лучших специалистов авиапромышленности Союза. Свое 50-летие Туполев скромно отмечал там же, в лагере. Освобождение его группе было обещано только после полной готовности самолета к серийному производству. Этим самолетом стал Ту-2, и в первые месяцы войны, после успешных госиспытаний, была получена долгожданная свобода.  В войну Туполев со своим КБ строил самолеты в Омске, после войны вернулся в родной ЦАГИ.

В 47-м в серию ушел Ту-4 – аналог американского  Б-29, сбросившего в 45-м атомные бомбы на Японию. Началась гонка вооружения, и в 1951 году Сталин ставит перед Туполевым задачу создать собственный бомбовоз с дальностью полета 15 тысяч км и бомбовой нагрузкой 20 тонн. Даже для Туполева это было немыслимо, но Сталин умел нажать на нужные точки: «Товарищ Туполев, вы же хороший конструктор, лучший в СССР, подумайте!».

Через 2 месяца Туполев положил на стол Сталину чертежи сверхсамолета, равного которому в мире еще не было. В 1952 году Ту-95 уже был в небе, а Америка была в шоке – в СССР появился сверхмощный самолет, который может доставить самый крупный ядерный заряд в любую точку планеты. Следующим потрясением для Штатов был гигант Ту-114, на котором прилетел к ним в 59-ом Хрущев. Для него не нашлось даже подходящего по высоте трапа, толпы американцев не скрывали своего восхищения машиной.

Ну как не назвать Туполева гением, великой личностью своего времени? Ведь не за страх перед Сталиным, Хрущевым, Брежневым он работал по 24 часа в сутки с таким творческим пылом, а чтобы доказать, на что способен он, как конструктор, и что может делать выращенный им коллектив. В нем жила вечная неуспокоенность технической мысли, все было подчинено одному главному делу – сделать следующий самолет еще лучшим.

Туполев, достигший таких высот и регалий, никогда не был членом партии. Для тех лет это было просто фантастикой, но является самым большим подтверждением его конструкторского  таланта. Подтверждение его организаторского таланта – продолжение работы конструкторского бюро уже без него. Последняя разработка бюро Туполева Ту-204 СМ успешно составляет конкуренцию самолету Боинг-737.

Интересно ли было вам жизнеописание известного советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева?

Хорошего вам дня,

Кай

статья подготовлена по заказу для сайта «Выкрутасы…», http://trickythoughts.ru

Комментарии (2) на запись “Туполев Андрей Николаевич: выдающийся авиаконструктор, легенда советской авиации”

  1. Лорин 2014.10.07

    Вот о Туполеве можно сказать что он баловень судьбы: жил долго и счастливо,работал много,но творчески.

  2. Кай 2014.10.07

    Лорин, может быть. Но мне показалась, он просто был более гибким, нежели остальные.

Оставить комментарий



Мой твиттер

    Топ комментаторов

      Пузомерки