Гуру аниме Хаяо Миядзаки.

Прежде чем начать рассказ о Хаяо Миядзаки, основателе студии «Гибли» и самом известном современном японском аниматоре, стоит уделить немного внимания аниме как жанру. Японская мультипликация, как и все, что было рождено в стране Восходящего солнца, в корне отличается от европейских аналогов. На первый взгляд – привычные глазу мультфильмы, где рисованные персонажи общаются друг с другом, сражаются с врагами, строят отношения с окружающим миром. Словом, занимаются привычными для героев мультфильмов делами. Но это только на первый взгляд. Если копнуть глубже, становится понятно, что аниме достаточно далеко отстоит от традиционного понятия о том, какими должны быть мультфильмы. Здесь, вероятно, уместнее всего термин «иной». Как Япония – иная во всем, от примет и традиций до бытовых мелочей, так и аниме – это абсолютно иная мультипликация.

Гуру аниме Хаяо Миядзаки.

Характерная отрисовка персонажей, манера передачи эмоций, речь и внешность героев позволяют даже далекому от этого жанра человеку безошибочно определить, что перед ним аниме. Сегодня японская мультипликация является полноценным пластом культуры, который может считаться отдельной главой в летописи современного искусства. И Хаяо Миядзаки, несомненно, является одним из главных героев этой увлекательной, полной захватывающих событий, главы.

Миядзаки родился в Токио в 1941 году. Детство, прошедшее в период, когда Япония пыталась оправиться от последствий бомбардировок, когда отголоски международного конфликта еще долго незримо витали в умах и настроениях общественности, позже найдет отражение в работах режиссера, картины которого критики без раздумий причисляют к разряду авторского кино. Поворотным в карьере (да и во всей жизни) одного из самых ярких современных художников-мультипликаторов можно считать тот день, когда 17-летний студент университета Гакусюин (факультет политики и экономики) увидел цветной полнометражный мультфильм «Заклинательница змей», вышедший в прокат в 1958 году. Миядзаки, мгновенно влюбившийся в мультипликацию, продемонстрировал стойкий характер: на протяжении следующих четырех лет он продолжал учебу, одновременно пробуя свои силы в графическом мастерстве.

А в 1963-м был зачислен в штат сотрудников студии мультипликации «Toei», той самой, которая выпустила так поразившую его в свое время «Заклинательницу». Молодой художник, не имевший опыта рисования комиксов, довольно быстро привлек внимание руководства к своим работам. В 1968-м по инициативе творческих работников и практически вопреки воле продюсеров студии «Toei» был снят крупнобюджетный мультфильм «Великие приключения Хоруса, принца солнца», который стал одной из значимых вех в карьере режиссера и одним из первых шагов к грядущей популярности аниме Миядзаки. Вместе со своими единомышленниками он создал фильм, рассчитанный на взрослую аудиторию, и тем самым открыл новые горизонты для развития японской мультипликации.

После «Toei» была работа в «Nippon Animation», где под руководством Миядзаки вышел ряд экранизаций известных романов для детей. А в 1978-м режиссер заявил о себе мультсериалом «Конан – мальчик из будущего», в котором уже на тот момент прослеживался неповторимый почерк мастера. Через год, в период работы режиссера на «Telecom Animation Film», свет увидели «Забавные приключения господина Волшебная Птица» и «Замок Калиостро». Мультфильмы Миядзаки привлекли внимание американских продюсеров, но все их предложения по сотрудничеству встречали отказ. Пристальное внимание зрителей работы Миядзаки привлекли в 1984-м, с выходом фильма «Наусика в долине ветров», который стал участником и призером нескольких международных фестивалей. Уже через год, в 1985-м, режиссер основал собственную студию «Гибли», которой руководит по сегодняшний день.

В творческом активе Миядзаки – «Оскар» и «Золотой лев». Его работа «Унесенные призраками» (самый прибыльный фильм за всю историю Японии) в 2002-м году завоевала первый приз Берлинского кинофестиваля и получила «Оскара» как Лучший анимационный фильм года, оставив позади «Ледниковый период» и «Лило и Стич». Практически легендами жанра считаются аниме Миядзаки «Ходячий замок» (2004) по мотивам повести Дианы Уинн Джонс (лента открывала 61-й Венецианский кинофестиваль и стала первой японской анимацией, которая была удостоена столь высокой чести); «Мой сосед Тоторо» (1988); «Ведьмина служба доставки» (1989), получившая специальный приз Японской киноакадемии как самый популярный фильм. А о мультфильме «Принцесса Мононоке» (1997) режиссер Энди Вачовски отозвался так: «Принцесса Мононоке» принадлежит к числу фильмов, которые оправдывают существование кино».

Сам Миядзаки, говорит, что является поклонником мультфильмов «Снежная королева» и «Ежик в тумане». На студии «Гибли» он работает как режиссер, сценарист и продюсер. За прошедшие десятилетия были созданы мультфильмы Миядзаки в жанре сатиры, эпоса, элегии. Режиссер не любит публичности, однако принимает активное участие в общественной жизни своей страны, в частности, в мероприятиях в защиту экологии. Но главным достижением Хаяо Миядзаки были и остаются его фильмы, пронизанные идеями гуманизма, а потому универсальные по своему воздействию на людей любого возраста и любой национальности.

p/s Небольшая добавка, с моей стороны. Во время публикации данной статьи нашел ответы Хаяо Миядзаки на вопросы журнала Esquire, возможно они вам дополнят образ талантливого мультипликатора который мы постарались раскрыть в нашей статье.

статья написана по заказу для сайта «Выкрутасы», http://trickythoughts.ru.

Комментарии (2) на запись “Гуру аниме Хаяо Миядзаки.”

  1. Елена 2013.09.20

    «Миядзаки, когда-то проходивший практику на студии «Мосфильм»»
    Он не то, что не проходил никакую практику на Мосфильме, но и вообще не был никогда в России!

  2. kayot 2013.09.23

    День добрый Елена, спасибо за ваш комментарий. Прочитав его, решил проверить момент упомянутый в статье. Вы оказались правы, как следствие я удалил упоминание о том что Миядзаки проходил практику на Мосфильм из статьи, дабы не вводить читателей в заблуждение.
    Хорошего дня!

Оставить комментарий



Мой твиттер

Топ комментаторов

    Пузомерки